Антенны

Виды антенн

Итак, что же такое антенна и зачем она нужна. Антенна - самый лучший усилитель. Многие, когда антенну покупают, смотрят ее характеристики - какой коэффициент усиления и т.п. Не стоит этим озадачиваться, ибо все что пишут в характеристиках очень далеко от истины. Убеждение, чем длиннее антенна - тем лучше, правильное. Это действительно так. С такой антенной будет максимально качественный прием и максимально дальняя передача сообщения. Антенны бывают врезные и на магните. Врезные монтируются в отверстие кузова или в крепление, которое фиксируется за кузов зажимным методом ( обхват на водосток и т.п.) Эти антенны предпочтительнее, ибо имеют контакт непосредственно с кузовом автомобиля. Антенны на магните менее эффективны, но широко используются в массах из-за их мобильности и малогабаритности. Важно знать, что у магнитных антенн нельзя изменять длину кабеля.

Согласование антенны

Перед тем, как использовать антенну на определенной частоте, ее необходимо согласовать с радиостанцией. Для этого применяется термин "КСВ" - коэффициент стоячей волны, мера согласования. Фактически это показания потери мощности. Идеальный вариант, когда он равен 1, потерь нет. Если он 1,3 - потери мощности 2% , 1,5 - потери мощности 3%, если 3 - потери мощности 25%, если 10 - потери мощности 70%. Допустимо, на мой взгляд, когда КСВ=1,5% ( и то не "фонтан" ), а все остальные значения, что выше этой отметки, очень скоро умертвят Вашу радиостанцию.

SWR-3 используем для согласования радиостанции и антенны в Павлово Нижегородской обл.

Замер КСВ осуществляется специальным прибором, именуемым КСВ-метр. Он включается в разрыв фидера ( антенного кабеля ) между антенной и радиостанцией, в прямом направлении при нажатой тангенте при установленном интересуемом канале регулятором выставляются максимальные показания по шкале ( настройка ), далее в положении измерения так же при нажатой тангенте снимаются текущее показание КСВ стрелочного прибора. Неоднократно таксисты приносили в ремонт новейшие радиостанции с вышедшими из строя передатчиками. Они покупали антенны, ставили их без согласования, какое-то время работали в эфире, а потом - в ремонт. Несогласованная с радиостанцией антенна работать будет, но не долго.

Установка антенны

Итак, Вы определились с типом антенны ( врезная или магнит ) и спешите водрузить на свой автомобиль. Она должна располагаться перпендикулярно автомобилю ( строго вверх ). Не по направляющей лобового стекла, не под углом, а именно вверх. Так у нее будет самая оптимальная диаграмма направленности. Если антенна на магните, ничего подкладывать под магнит не надо, ставьте ее в центр крыши вертикально земле и будет Вам счастье. А то, что лак потускнеет от трепещущего на ветру кабеля, и под магнит обязательно попадут металлические частицы, которые одерут Вам ЛКП автомобиля - смиритесь, это издержки.

Только в таком положении антенна на магните будет работать максимально эффективно. Расстояние между дном магнита и корпусом автомобиля - это конденсатор, и подкладывая под магнит полиэтилен или материю, вы изменяете емкость этого конденсатора, который в свою очередь вносит рассогласование в антенну с радиостанцией. С врезной антенной в этом плане все гораздо проще.

Хотя я много раз видел, что особо "ушлые" таксисты крепят врезные антенны на обхват-кронштейн за край багажника и подкладывают резиночку, чтобы зажимной винт обхвата не портил ЛКП бесценного автомобиля ( хотя по задумке он обязан коснуться металла ), и свято верят, что после такого "тюнинга" диспетчер их будет слышать за 100500 километров. И удивляются, почему их совсем новая Alan 78 Plus почему-то не встает больше на передачу.

Так же типовая ошибка установки антенны на грузовике - установка ее за пластиковый обтекатель на крышу кабины. Антенна получается загорожена обтекателем и прицепом. В этом варианте оптимальнее ее разместить на креплении зеркала. Так же неоднократно видел на грузовиках, как на антенну длиной 2 метра закрепляют ФЛАГ. Ну и очень важно, чтобы антенный кабель был не замкнут и не оборван.